Коленчатый вал служит для восприятия усилия от поршня через поршневой палец и шатун, и преобразовывает его в крутящий момент, передаваемы затем через маховик на агрегаты трансмиссии. Кроме того, кривошипы коленчатого вала через шатуны приводят в движение поршни при подготовительных тактах. Коленчатый вал испытывает большие нагрузки и подвергается скручиванию, изгибу и механическому изнашиванию, изготавливается горячей штамповкой из среднеуглеродистой легированной стали.
Коленчатые валы двигателей КАМАЗ изготовлены из высококачественной легированной стали, упрочены азотированием или закалкой токами высокой частоты. Они имеют пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны щеками и сопряжены переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов шатунные шейки коленчатого вала расположены под углом 90°. В шатунных шейках имеются закрытые заглушки и внутренние полости для центробежной очистки масла. На носке коленчатого вала установлена шестерня привода масляного насоса, на хвостовике — распределительная шестерня в сборе с маслоотражателем. Осевые перемещения коленчатого вала ограничены четырьмя сталеалюминевыми полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в паз на крышке заднего коренного подшипника. Хвостовик коленчатого вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, установленным в картере маховика.
Для улучшения работы системы смазки в шатунных шейках коленчатых валов последних выпусков устанавливаются втулки для центробежной очистки масла.
Двигатели Евро-0 (740.10, 7403.10, 7408)
Обозначение | Комплектация двигателя |
---|---|
740.13-1005008-20 | Автомобильная комплектация — ось вентилятора располагается соосно оси вращения коленчатого вала (в комплекте с гидромуфтой). |
740.13-1005008-70 | Автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности). |
7408.1005008-10 | Автобусная комплектация двигателя 7408 — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности и задним расположением масляного насоса — со стороны маховика). |
Двигатели Евро-1 (740.11-240, 740.13-260)
Обозначение | Комплектация двигателя |
---|---|
740.13-1005008 | Автомобильная комплектация — ось вентилятора располагается соосно оси вращения коленчатого вала (в комплекте с гидромуфтой). |
740.13-1005008-10 | Автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте со шлицевым передним отбором мощности). |
Двигатели Евро-2 с ходом поршня 120 мм (740.30-260, 740.31-240)
Обозначение | Комплектация двигателя |
---|---|
740.13-1005008 | Двигатель 740.31-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ОАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор сосен с осью коленчатого вала). |
740.30-1005008 | Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+KAMA3», сцеплением «FSS» (Германия), маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой Ml6 шлицевым передним отбором мощности (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала). |
740.30-1005008-10 | с фланцем отбора мощности (автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала). |
Двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм. (740.50-360, 740.51-320, 740.35-400, 740.37-400)
Обозначение | Комплектация двигателя |
---|---|
740.57-1005008 | Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+KAMA3», сцеплением «FSS» (Германия) маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автобусная и специальная комплектация — вентилятор несоосен с осью коленчатого вала). С фланцем отбора мощности и ТА с механическим управлением. |
740.50-1005008 | Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с механическим управлением. |
740.60-1005008 | Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с электронным управлением. |
Двигатели Евро-3 (740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240)
Обозначение | Комплектация двигателя |
---|---|
740.65-1005008 | Двигатель 740.65-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ОАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала). |
740.62-10050085 740.60-1005008 740.71-1005008 | Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «FSS» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала). с ТА с электронным управлением с ТА типа Common Rail |
Газовые двигатели (820.52-260, 820.53-260, 820.60-260, 820.61-260)
Обозначение | Комплектация двигателя | Номинальная частота вращения |
---|---|---|
820.52-1005008 | Двигатели экологического класса ЕВРО-2 моделей 820.52-260 и 820.53-260 в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+KAMA3», сцеплением «FSS» (Германия), шлицевым передним отбором | Евро-2 nnom=2200 |
820.70-1005008 | мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала). | Евро-3 nnom=1900 |
Дефектация и особенности браковки коленчатого вала
Наиболее часто встречающиеся дефекты коленчатых валов:
обломы и трещины; изгиб вала (5—10 % от общего количества коленчатых валов, поступающих в капитальный ремонт); износ коренных и шатунных шеек. При восстановлении и ремонте коленчатых валов, обратите внимание на следующие моменты: – форма галтелей после перешлифовки шеек (переход от шейки вала к щеке выполненный в виде радиуса) должна быть плавной, кромки, подрезы, ступени и риски не допускаются;
– при замене коленчатого вала с использованием противовесов, спрессованных с вала, вышедшего из строя, повторная балансировка не требуется, так как при изготовлении все детали двигателя (коленчатые валы, противовесы, маховики, шкивы) балансируются раздельно;
– установка на двигатель противовесов и маховиков от двигателей других моделей не допускается;
– правка коленчатого вала не допускается. Устранять прогиб коленчатого вала следует только перешлифовкой шеек в ремонтный размер;
– сборку коленчатого вала с шестернями и противовесами по прессовой посадке следует производить с нагревом последних в соответствии с требованиями сборочного чертежа на ремонтный коленчатый вал. Запрессовка не допускается;
– вместе с коленчатым валом подлежат замене следующие сопряженные с ним детали: вкладыши коренной опоры и нижней головки шатуна, упорные полукольца.