Коленчатый вал – это одна из главных деталей двигателя, которая поддается колоссальным нагрузкам в процессе работы. Коленчатый вал очень дорогостоящая деталь, поэтому его ремонт (шлифовка коленчатых валов) намного дешевле покупки новой детали.
Шлифовка коленчатых валов — тонкий процесс, который требует наличия, как специального оборудования, так и высоких профессиональных навыков и опыта персонала проводящего данную процедуру.
Основные причины поломки коленчатого вала:
Основные дефекты коленчатого вала:
Шлифовка коленчатых валов производится после очистки и промывки внутренних каналов, а также деффектовки деталей. Шлифовку коленчатого вала начинают с шатунных шеек. Эта последовательность объясняется следующим: самым слабым местом коленвала являются именно шатунные шейки. Внутренние напряжения шатунных шеек могут очень быстро поменять свое значение после процесса шлифовки, а это чревато деформацией коленвала. Если же в первую очередь заняться шлифовкой коренных шеек – то шейки приобретут биение, и ось коренных шеек деформируется.
«Не жесткие» валы, имеющие шатунные шейки малого диаметра без противовесов в большей степени подвергаются деформации, и поэтому при их обработке необходимо производить шлифовку коренных, а потом шатунных шеек. Так же следует учитывать радиус гантелей шеек. Так, как подрезанные галтели в результате уменьшения прочности нередко приводят к поломке вала.
Перед шлифовкой шатунных шеек нужно проделать следующие манипуляции:
Только после этих процедур следует начинать шлифовку.
Следующим этапом восстановления коленчатого вала является шлифовка коренных шеек.
Шлифовку начинают с шеек, которые имеют максимальный износ. Это делается для определения ремонтного размера коренных шеек. При шлифовке нужно помнить, что уменьшение коренных шеек пропорционально увеличению ширины между фланцами, и требует в свою очередь шлифовки нужных поверхностей вала.
После шлифовки нужно проверить всю геометрию вала, и только после этого шлифовка коленчатых валов считается завершенной.
Если шлифовка коленчатых валов выполнена надлежащим способом, то вполне возможно получить 03 мм элипсности, взаимного биения и конусности шеек.
Однако микропрофиль шлифованной поверхности все еще несовершенен, и острые выступы микронеровностей могут изнашивать вкладыши в начальный период эксплуатации двигателя. Кроме того, острые, с микрозаусенцами, края смазочных отверстий обязательно приводят к повреждению вкладышей. Доводка шеек вала после шлифовки призвана загладить острые края смазочных отверстий и удалить микронеровности.
Основным способом доводки шеек является полировка. Полировка выполняется в несколько этапов – сначала поверхность обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой, а потом абразивной смесью. Выполненная этим способом полировка почти полностью убирает микронеровности.